История предприятия

13 ноября 1923 года Харьковским губисполкомом и горсоветом было принято постановление №89 «В целях более рационального использования заводов Лейтнера и Блейхерта, объединить эти два завода и их оборудование в одно предприятие. Работу по переоборудованию закончить в течение двух с половиной месяцев». Этот документ является метрическим свидетельством о рождении в стране первого государственного велосипедного завода, по желанию рабочих вскоре получившего имя Всеукраинского старосты и их шефа Г. И. Петровского.

Ко времени организации велопроизводства на заводе работало всего 50 рабочих и специалистов-практиков, эвакуировавшихся в Харьков из Риги в 1915 году. Они составили костяк будущего коллектива. Стали мастерами и инструкторами. Обучали новичков. Ручной труд преобладал во всех цехах. К концу 1923 года в примитивных условиях небольшой коллектив смог изготовить первые образцы нескольких веломашин, а в 1924 году было выпущено уже более 1000 велосипедов.

В 1926 году на производство была поставлена первая модель велосипеда «Украина». В 1925-1927 годах Харьковский велозавод выпустил 11,9 тыс. велосипедов.

В годы первых пятилеток, вплоть до начала второй мировой войны, Харьковский велосипедный завод увеличивал выпуск новых моделей велосипедов, совершенствовал технологию их производства. Всего за предвоенные годы завод выпустил около 1 млн. велосипедов. Однако, дальнейшее развитие завода прервала начавшаяся Вторая мировая война. По решению Государственного комитета обороны завод был эвакуирован на восток, в далекий Узбекистан, в город Бухару. Здесь, в считанные недели, в неприспособленных помещениях бывшего хлопкоочистительного завода было размещено оборудование основного производства и был начат выпуск военной продукции.

После освобождения Харькова встал вопрос о будущем завода. Руководство получило распоряжение об отгрузке в родной город спецоборудования. 14 октября 1944 года началась реэвакуация предприятия, а в феврале следующего года завод начал выпуск военной продукции. По мере удаления фронта эти работы сокращались. А с июня 1945 года начались работы по восстановлению велосипедного производства – второе рождение Харьковского велозавода.

В период послевоенных пятилеток началось бурное развитие велопроизводства. В 1948 году заложили серийное производство женских велосипедов и детского, а через год встал вопрос о разработке отечественного спортивного велосипеда. Над новой конструкцией машины работал конструкторский отдел завода во главе с К.С.Гладким, а позже с В.М.Майбородой.

Все эти годы велозавод восстанавливал и расширял производство не забывая о социально-бытовых нуждах и культурных потребностях трудящихся. Возводились жилые дома, на заводе заработала столовая, действовала заводская библиотека, кружки самодеятельности, спортивные секции. Была заложена хорошая база для количественного и качественного роста производства в будущем.

В середине семидесятых годов план выпуска велосипедов вырос до 800 тыс. штук в год, в том числе 93 тыс.шт. спортивных и 80 тыс.шт. детских. С главного конвейера ежесуточно сходило не менее трех тысяч машин. Харьковский завод был единственным в стране предприятием, выпускавшим высококлассные легкодорожные и спортивные велосипеды.

С начала восьмидесятых годов на заводе изготавливалось 52 модели велосипедов разных классов, в 1983 году был выпущен 23-х миллионный велосипед.

С начала девяностых годов экономическое и финансовое состояние завода резко ухудшилось, уменьшились объемы выпускаемой продукции. Но в последнее десятилетие завод постепенно восстанавливает утраченные ранее позиции на рынке велопродукции. Начиная с 2001 года, завод совместно с предприятием–заказчиком ЧПТФ «ЮСИ» начал наращивать объемы производства, существенно расширять ассортимент выпускаемых изделий.